Я жила в Красных домах в 60-ых годах в квартире N13 на 5ом этаже. В этом коммунальной квартире жили сначала две мои тети Сатва и Воля Брандао – бразильянки, дочки одного из известных деятелей коммунистической партии Бразилии Отавио Брандао. А потом приехала из Бразилии и тоже осталась жить в России моя мама – Волна Брандао, поселилась тоже в той же квартире, вышла замуж за Михаила Григорьевича Чудинова. Мы дружно жили в коммуналке вместе с русской семьей (помню только имя “Валечка”, так соседку моя мама называла. В одной комнате жили еще два мальчика, их папа, и дедушка с бабушкой.), пока не разменяли в конце 60-ых коммуналку на отдельные квартиры.
В нашем гастрономе стояли большие аквариумы с живой рыбой. Мама иногда покупала на ужин живую рыбу. Но убить ее перед готовкой было дело непростым - обычно рыбу помещали в таз поплавать до вечера, когда приходил с работы папа и оглушал ее молотком по голове. Вот на картине: таз с сомом на балконе, я стою с интересом наблюдаю за этой рыбой, мама работает, сосед снизу, как обычно летом, старается всех осчастливить своим проигрывателем - крутит Высоцкого. Однажды такая рыба не дождалась своего часа и спрыгнула с пятого этажа вниз. Папа вечером искал ее долго по нашему двору и не нашел...
Видно, взрослые бурно обсуждали это происшествие – бегство рыбы с семейного ужина - поэтому я запомнила эту историю.
“Красные дома. Лужа перед Гастрономом”
Это просто была моя любимая лужа, она почти всегда там была. Детей было принято в магазин не заводить, а оставлять перед входом. Ну а там такая прекрасная лужа! Иногда со мной сидела няня, старенькая женщина, которая умудрялась, оставив меня перед магазином играть, выйти из Гастронома и уйти домой, забыв меня там. Мама приходила с работы – “А где ребенок?” – “Ой, я ее забыла перед Гастрономом!”. И как-то это никого сильно не пугало – что может случится с забытым ребенком на улице? Да ничего! играет с другими детьми.
"...Я и мой двоюродный брат Сережа ходили в Детский сад N1000 (в соседнем подъезде Красных домов.) Однажды 4-летний Сережа приходит домой и рассказывает маме зловещим шепотом: «Мама! Нам сегодня воспитательница сказала, что тех, кто не будет слушаться и плохо себя вести, она посадит на железную цепь в темном подвале детского садика!» Мама в полной растерянности – ей неудобно говорить, что воспитательница врет, никаких цепей в подвале нет, но и соглашаться с ребенком невозможно. Поэтому тактично говорит: «Сереженька, ты, наверное, что-то не так понял, не может быть, чтобы в детском садике был подвал с цепями...» , на что Сережа безапелляционно отвечает: «Мама! Ты воспитывалась в Бразилии и не можешь знать что делается в подвалах Советских детских садов!» ...
Детский садик на том же месте, номер сменил, а я до сих пор как вижу его, думаю “И что там в подвале делается?..."
1958 год. Моя мама Волна Брандао, только что приехавшая в Россию на Фестиваль Молодежи и Студентов 57-ого года. Осталась в Москве учиться в МГУ, а потом осталась совсем. Рядом ее сестра Сатва Брандао с новорожденным Сережей, который потом не хотел ходить в 1000-ый детский сад. Часто из него сбегал и сам приходил домой.
1962 год. “Не хочу кашу!” Удобные тогда делали для маленьких детей стульчик со столом, который мог превратиться в высокий стул, чтобы посадить ребенка вместе со взрослыми за большой стол. Сзади историческая деревянная тумбочка “для детских вещей” – она до сих пор у нас стоит, сменила три дома и вырастила 3 поколения детей. Умели мебель делать!
1963 год. Это я в коляске с моей мамой во дворе Красных домов. Удивительно, как это бразильское семейство выжило на морозе и даже дало потомство... Наверное, согревал красный цвет наших домов.
1966 год. Моя русская бабушка Марианна Алексеевна Чудинова, жила и работала в Якутске. Была депутатом Верховного совета и часто приезжала в Москву. Семейный ужин, на столе мой теперь коронный номер, которому в этот день меня научила бабушка готовить – якутский рыбный пирог. (На стене неизменно висит флаг Бразилии.) И еще висит “новейшая модель” проигрывателя – его можно было повесить на стену. У нас в комнате были большие распашные двери, и была еще одна дверь, ведущая в соседнюю комнату к соседке. Я думаю, эти квартиры Красных домов строились не для коммуналок, а для одной семьи, с большой залой с распашными дверьми, и двумя спальнями. Но с самого начала там поселили три семьи. Нам досталась “зала”. В конце 60-ых мы поменяли коммуналку на отдельные квартиры, а туда въехала одна семья. Надеюсь эти двери открыли.
Марианна Горелова в детстве Маша Чудинова
Творческая мастерская ArtLab